Карие линзы на голубых глазах



3. Занятия физической культурой и спортом при близорукости……. ……. 22

3.1 Физкультура для близоруких людей…………………………………. …..30

3.2 Методика зарядки при миопии высокой степени…………31

Для восприятия информации о состоянии окружающего нас внешнего мира помогают сложные и идеальные нервные устройства – органы эмоций. К ним относится и орган зрения – глаза. Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем сейчас благодаря зрению. Оно приняло на себя огромные перегрузки, на какие конкретно не было запрограммировано в ходе эволюции! Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии.

Зрение изучают физиологи, биохимики, оптики, эксперты в области бионики и многих других наук. В последние годы появились работы, связывающие разные стороны социальной жизни человека с психофизиологией его восприятия. Зрение как социальный феномен проявляется в познании человеком окружающей жизни, является основным информационным каналом: без газет, телевидения и т.п. жизнь человека на пороге ХХI века немыслима. Как раз зрение прежде всего содействует знакомству людей, проявлению их взаимной симпатии, образованию семьи. Ничто так не воспитывает в человеке опытных навыков, художественного вкуса, нет ничего, что разрешает так концентрировать внимание, как зримый воочию пример либо образ. Народная мудрость гласит: лучше один раз заметить, чем сто раз услышать! Сейчас уже говорят и о визуальной культуре личности - об умении не только наблюдать, но и видеть.

М.Неприятный писал: Ничего не может быть ужаснее, как утратить зрение: это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира.

Близорукость, миопия (от греч. мио - щуриться и опис - взор, зрение) – один из недостатков рефракции (рефракция - преломляющая сила оптической системы глаза; измеряется условной единицей - диоптрией.) глаза, в следствии чего люди, подверженные этому заболеванию, не хорошо видят отдалённые предметы.

В случае если своевременно не принять меры, то близорукость может прогрессировать, что во многих случаях ведет к важным необратимым трансформациям в глазу и большой утрата зрения.

Изучения значительно пополнили и углубили представления о механизме происхождения близорукости. Это разрешает оценить и значение физической культуры в комплексе профилактических работ близорукости и её прогрессирования. Близорукость значительно чаще появляется у подростков с недостаточным физическим развитием. Установлено, что одной из обстоятельств близорукости есть ослабление цилиарной мускулы глаза. Данный недостаток возможно исправить посредством специально разработанного комплекса физических упражнений, предназначенного для упрочнения мышц глаза. В следствии процесс прогрессирования близорукости часто приостанавливается либо замедляется. Этому содействует кроме этого значительное улучшение кровообращения в тканях глаза.

Прогрессирующая близорукость, либо миопия, есть заболеванием, которое приводит к дегенеративным фактически во всех оболочках глазного яблока.

Научные изучения обосновывают, что миопия конкретно связана с процессом чтения, фокусировкой глаз, освещенностью, положением головы и тела, и питанием. Возможно, посильнее всего действует фактор, связанный с чтением либо любой работой, ведущейся в близи от глаз.

1. Строение глаза

Новейшие работы ученых подтверждают: глаз - не просто орган эмоций, он - часть мозга, вынесенная на передний край восприятия. Глаз - одна из сложнейших систем в организме человека; каждой его части посвящены тома изучений! Взять хотя бы фоторецепторы - многослойные механизмы, служащие как бы входными устройствами, трансформирующие световую энергию в сигналы для мозга, детекторы этих сигналов в самом мозге. Вся эта цепочка, связывающая мозг человека с внешним миром, налаживается с самого начала - раньше, чем ходить а также слышать.

Глаз – орган восприятия светового раздражения. Я не буду воображать тут всю сложную систему глаза и использую неспециализированную схему глаза, дабы было легче осознать, о чём идёт обращение.

Рисунок 1. Строение глаза. 1 — склера; 2 — роговица; 3 — сосудистая оболочка; 4 — радужка; 5 — зрачок; 6 — ресничное тело; 7 — хрусталик; 8 — стекловидное тело; 9 — сетчатая оболочка; 10 — колбочки; 11 — палочки; 12 — нервные клетки.

Карие линзы на голубых глазах

Глазное яблоко помещается в глазнице и имеет не совсем верную шаровидную форму. Стены глазного яблока образованы тремя оболочками. Снаружи оно покрыто белочной оболочкой, либо склерой (1). Она самая толстая, прочная и снабжает глазному яблоку определенную форму. Эта оболочка непрозрачна и только в переднем отделе в склеру как бы врезано маленькое окошечко диаметром около 12мм — роговица (2) .Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза — сосудистая (3). Она обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащим красящее вещество. Часть сосудистой оболочки, находящейся за роговицей, образует радужную оболочку, либо радужку (4). Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. В то время, когда его большое количество — глаза мрачно либо светло-карие, а в то время, когда мало — серые, зеленоватые либо голубые.

В центре радужки имеется маленькое отверстие — зрачок (5), который, суживаясь либо расширяясь, пропускает то больше, то меньше света. Многие, возможно, неоднократно подмечали, как при слабом освещении зрачки становятся широкими, а при ярком — узкими. Радужка отделяется от фактически сосудистой оболочки ресничным телом (6). В толще его находится ресничная мышца, на узких упругих нитях которой подвешен хрусталик (7) — маленькая двояковыпуклая линза диаметром 10мм. При сокращении либо расслаблении ресничной мускулы хрусталик меняет свою форму — кривизну поверхностей. Это свойство хрусталика разрешает четко видеть предметы как на близком, так и на далеком расстоянии. При чтении либо каждый работе на близком расстоянии хрусталик делается более выпуклым, а при взоре вдаль уплощается. Свойство глаз приспосабливаться к рассматриванию предметов, находящихся на различном расстоянии от него, называется аккомодацией. Она осуществляется за счет цилиарной (ресничной) мускулы.

Хрусталик не имеет ни сосудов, ни нервов, его питание обеспечивается особой жидкостью, которую продуцирует ресничное тело.

У детей и парней до 25—35 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. С возрастом хрусталик плотнеет.

Вся внутренняя полость глаза заполнена прозрачной желеобразной массой — стекловидным телом (8). При помутнении стекловидного тела зрение резко ухудшается.

Роговица, хрусталик и стекловидное тело — оптическая, либо преломляющая, система глаза. Луч света проходит через прозрачные среды, каковые изменяют (преломляют) его направление. Преломляющая сила глаза зависит от состояния оптической системы у данного человека. Но для получения четкого изображения ответственна не только преломляющая сила оптической системы глаза сама по себе, но и ее свойство фокусировать лучи на третьей, самой внутренней оболочке глаза — сетчатке (9).

Сетчатка имеет сверхсложное строение. В ней различают 10 слоев клеток. Особенно серьёзное значение имеют клетки, названные колбочек (10) и палочек (11). В сетчатой оболочке палочки и колбочки расположены неравномерно. Палочки (числом около 130 млн.) несут ответственность за восприятие света, а колбочки (их около 7 млн.) — за цветовое восприятие.

Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, кроме того в состоянии кажущегося спокойствия. Небольшие движения глаз (микродвижения) играются большую роль в зрительном восприятии. Без них нереально было бы различать предметы. Помимо этого, глаз совершает заметные движения (макродвижения) — повороты, перевод взгляда с одного предмета на другой, слежение за движущимся предметом (к примеру, на экране телевизора, дисплея и т. д.), сведение глаз к носу, в то время, когда предмет приближается к лицу.

В случае если проходящие через прозрачные среды лучи света преломляются через чур очень сильно, они фокусируются впереди сетчатки: при таких условиях у человека определяется близорукость (рис.2)

2. Происхождение миопии

В базе врожденной миопии лежат разные пороки развития глазного яблока в целом, ведущие к нарушению формообразования его анатомических и оптических элементов и к дискорреляции между ними. В случае если это сочетается со слабостью склеры и ее повышенной растяжимостью, то врожденная миопия способна прогрессировать. (происхождение таковой миопии еще мало изучено).

В механизме развития миопии возможно выделить три основных звена:

1). Зрительная работа на близком расстоянии—ослабленная аккомодация;

2). Генетический, без сомнений имеющий громадное значение, поскольку у близоруких своих родителей довольно часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в многочисленных группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии - 85%.;

3). Ослабленная склера—внутриглазное давление.

Первые два звена сложно взаимодействуют уже на начальной стадии развития близорукости, причем степень участия каждого из них возможно разной. Третье звено в большинстве случаев пребывает в потенциальном состоянии и проявляет себя в стадии развитой миопии.

По преимущественному механизму происхождения миопию возможно условно поделить на три группы — аккомодативную, наследственную и склеральную.

При ослабленной аккомодационной способности усиленная зрительная работа на близком расстоянии делается для глаз непосильной нагрузкой. Спазм аккомодации проявляется при долгом чтении болью в глазах, в области лба и висков. В этих обстоятельствах организм должен так поменять оптическую систему глаз, дабы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации. Это достигается главным образом при помощи удлинения переднезадней оси глаза в период его роста и формирования рефракции:

При в основном аккомодативной форме миопия в большинстве случаев не превышает 3,0. Слабость, аккомодационного аппарата возможно следствием врожденной морфологической неполноценности цилиарной мускулы, ее недостаточной тренированности либо результатом действия на нее неспециализированных нарушений и болезней организма. Обстоятельством ослабления аккомодации есть кроме этого недостаточное кровоснабжение цилиарной мускулы.

На начальной стадии развития миопии видимых трансформаций на глазном дне, в большинстве случаев, не бывает, если не считать конусов около диска зрительного нерва, каковые видятся у 3—8% близоруких. Исключением являются случаи врожденной и наследственной миопии, в то время, когда появляются более либо менее выраженные трансформации, в большинстве случаев характерные для высоких степеней близорукости.

Имевшиеся тут прежде либо появившиеся снова конусы неспешно возрастают и охватывают диск зрительного нерва в виде кольца чаще неправильной формы. Время от времени изменяется и сам диск - он представляется удлиненным, увеличенным либо уменьшенным, более плоским, получает сероватый оттенок.

Значительно чаще формируется миопия не сильный степени, которая остается таковой на всю жизнь. Но в некоторых случаях глазное яблоко продолжает удлиняться, соответственно возрастает и степень миопии. Предстоящая точка ясного видения все больше приближается к глазу, область и количество аккомодации уменьшаются, слабость цилиарной мускулы увеличивается, гемодинамика глаза ухудшается. Прогрессирование близорукости может привести к важным необратимым трансформациям в глазу и большой утрата зрения, которое под влиянием очков улучшается только в небольшой мере либо не улучшается совсем.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие вышеприведенных факторов нужно считать достаточно возможным, но убедительных информации о преимущественном значении какого именно или из них нет. По-видимому, различные виды миопии имеют разное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов либо имеет сложный генез.

Миопия чаще формируется, как выяснилось, в школьные годы в основном у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль играются тут кроме этого неверная осанка и недостатки в освещенности рабочего места.

Значительно чаще миопия появляется в школьном возрасте, причем из года в год обучения в школе число обучающихся с миопией возрастает, а степень ее часто возрастает. Ко времени совершеннолетия приблизительно пятая часть школьников из-за миопии ограничена в той либо другой мере в выборе профессии.

Объяснение указанным фактам возможно, по-видимому, отыскать в изюминках светового режима, условиях питания, времени нахождения детей на свежем воздухе, в степени зрительной нагрузки, в занятиях физическим трудом, в закаливании организма и т.д. Комплексное изучение состояния организма продемонстрировало кроме этого, что на развитие близорукости влияют эндокринные факторы (в частности половое созревание) и многие заболевания, особенно хронические. Имеется, к примеру, сообщение (Н.И.Усов), в соответствии с которому у детей, перенесших рахит, миопия виделась в 5 раз чаще, чем у здоровых. Чем выше близорукость, тем ниже острота зрения. Соответственно миопию разделяют на не сильный (до 3,0 дптр включительно), среднюю (от 3,25 до 6,0 дптр) и высокую (больше 6,0 дптр). Последняя может быть около очень больших величин: 15, 20, 30 и более дптр. Близорукие люди нуждаются в очках для дали, а многие и для близи: в то время, когда миопия превышает 6-8 и более дптр. Но очки, увы, не всегда корригируют зрение до большого уровня, что связано с дистрофическими и др. трансформациями в оболочках близорукого глаза. Из этого появились термины осложненная и злокачественная близорукость. Иными словами, миопия возможно не только видом клинической рефракции, но и патологией органа зрения. С этих позиций целесообразнее именовать близорукость с трансформациями оболочек глаза миопической заболеванием. Не смотря на то, что и таковой термин условен, поскольку в базе миопии лежат, согласно нашей точке зрения, нарушения трофики тканей, ведущие глаз к растяжению во всех направлениях, при котором сам рост миопической рефракции помогает не более чем симптомом дегенерации; крайне важным в функциональном отношении, но все-таки только симптомом. Часть миопической болезни среди близоруких образовывает вряд ли более 9-10%; называется кроме того цифра 6%. Вместе с тем укажем, что вопрос о рассмотрении миопии с различным течением - как болезни и как вида рефракции - остается не решенным совсем: имеются исследователи, разглядывающие обе формы близорукости как проявление единого процесса (B.Г.Aбpaмoв). По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую и прогрессирующую. Кроме миопии существует кроме этого и псевдомиопия. При псевдомиопии в действительности нет условий, вызывающих близорукость, не смотря на то, что дистанционное зрение и есть нехорошим. Мускулы, несущие ответственность за фокусировку глаза вблизи, от напряженной работы как бы сжимаются и не смогут всецело расслабиться при необходимости заметить что-то на более дальнем расстоянии. В случае если все это происходит в течение достаточно долгого времени, глазные мускулы смогут сохранять свое полусжатое состояние и вызывать тем самым псевдомиопию. Она так хорошо имитирует настоящую близорукость, что имелись случаи, в то время, когда под данной маской пряталась в действительности дальнозоркость. При тщательном проведении обследования глаз доктора в большинстве случаев выявят подлинную природу данной псевдомиопии.

2.1 Коррекция миопии

Самый популярный способ коррекции близорукости - очки. При всех их преимуществах, очки доставляют своему обладателю массу неудобств: они неизменно пачкаются, запотевают, сползают с переносицы, мешают заниматься спортом либо просто активной физической деятельностью. Чтобы не было переутомления глаз, очки подбираются по 8 строке таблицы и, следовательно, не снабжают 100% зрения. Очки значительно ограничивают боковое зрение, нарушают стереоскопический эффект и пространственное восприятие, что особенно принципиально важно для водителей, а при аварии либо падении разбившиеся линзы смогут причинить важную травму. Помимо этого, неправильно подобранные очки могут служить причиной постоянного переутомления глаз и постепенного развития связанных с этим глазных болезней. Однако, очки и на сегодня остаются самым несложным, недорогим и надёжным способом коррекции близорукости (миопии).

Основоположником рефракционной ламеллярной кератопластики считается доктор наук Барракер, осуществивший пара операций классического кератомилеза в 1962 году. На сегодня существует 4 основные методики хирургической коррекции близорукости, основанные на трансформации преломляющих свойств роговицы за счет трансформации её кривизны и толщины.

Около 20 лет назад доктора наук Федоров, Ивашина и врач Дурнев создали и применили методику хирургической коррекции близорукости - радиальную кератотомию, основанную на трансформации кривизны роговицы глаза при помощи глубоких радиальных надрезов по периферии роговицы. Данная методика разрешает достаточно удачно корректировать близорукость в пределах 3-5 диоптрий за операцию но, в связи с недостаточной точностью механических инструментов и многообразием личных изюминок заживления роговицы у каждого больного, достаточно сложна в прогнозировании. Операция требует продолжительного реабилитационного периода и связана с риском таких послеоперационных осложнений как, к примеру, развитие неправильного астигматизма.

В конце 80-х годов доктора Руиз и Медведев создали и применили для коррекции близорукости методику миопического кератомилеза, при которой с роговицы срезается два диска, внутренний из которых удаляется, а поверхностный возвращается на место. В первую очередь 90-х годов поверхностный роговичный диск стали срезать частично (оставляя ножку) - ALK. Эта операция разрешала сохранять естественную предохранительную оболочку глаза, сокращая, так, реабилитационный период и риск послеоперационных осложнений, но благодаря сложности осуществления правильного оптического среза, давала разброс результатов в пределах 2-2,5 диоптрий.

В 1988 году доктор наук Трокел в первый раз применял для коррекции рефракционных нарушений зрения эксимерный лазер. Сущность его методики содержится в трансформации формы роговицы за счет испарения лазером ее поверхностных слоев. Применение современных лазерных технологий разрешило точно прогнозировать эффект операции, корректировать за одну операцию близорукость до 12 диоптрий и снизило возможность осложнений. Однако, поскольку при операции нарушается физиологическое строение глаза - удаляется естественный защитный слой - эта операция, так же как и прошлая требует продолжительного реабилитационного периода, на протяжении которого мельчайшее нежелательное действие на глаз может привести к понижению корригируемой остроты зрения. Помимо этого, процесс восстановления защитного слоя не всегда протекает удачно - вероятно появление помутнений и рубцов (до 50% операций в той либо другой степени тяжести), требующее долгого консервативного лечения либо кроме того повторного хирургического вмешательства.

В 1990-1991 годах независимые изучения врачей Буратто, Поликариса и Медведева стали причиной идее совмещения методик миопического кератомилеза и PRK, что повлекло за собой появление самой совершенной на сегодня методики - LASIK. При данной операции в защитном слое роговицы посредством особого инструмента (микрокератома) раскрывается клапан. После этого при помощи эксимерного лазера однородные внутренние слои роговицы испаряются на нужную для правильной фокусировки глубину, по окончании чего защитный слой возвращается на место. Данная операция разрешает сократить реабилитационный период до нескольких суток и, выполненная квалифицированным хирургом, фактически не дает побочных эффектов и осложнений. Помимо этого, при применении лазера последнего поколения VISX STAR S2 стало вероятно всецело корректировать кроме того осложнения, появившиеся в следствии ранее перенесенных рефракционных вмешательств.



Для предупреждения происхождения миопии либо её развития нужно принять ряд профилактических мер и создать такие условия, каковые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться.

В предупреждении близорукости громадную роль играется свет, особенно в утренние часы, в то время, когда на организм оказывают интенсивное действие ультрафиолетовые лучи. Докторами-гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) быстро снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора есть естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс — единица измерения освещенности). При неестественном освещении настольная лампа обязана находиться слева и быть в обязательном порядке прикрытой абажуром, дабы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, наряду с этим не исключается общее освещение в комнате. Оно нужно чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради либо книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. В случае если в таких условиях работать подолгу изо дня в сутки, то появляется постоянный спазм аккомодационной мускулы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости. Чрезмерно броский свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Исходя из этого освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк. Освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз.

О роли верного питания в развитии миопии остается только догадываться, но вряд ли эта роль через чур громадна. Кое-какие эксперты уверены в том, что определенные пищевые добавки, присутствующие в обширно распространенных сейчас полуфабрикатах, смогут оказывать действие на развитие тканей головного мозга. Наряду с этим смогут поражаться и глаза, поскольку они являются своего рода продолжением головного мозга. Одним из факторов может являться и недостаток витаминов и минеральных веществ. Можно считать, что хорошо сбалансированный режим питания и диета в любом случае лучше, чем не хорошо сбалансированные, кроме того если они и не приводят к уменьшению миопии. Питание должно включать достаточное количество витаминов, особенно В и А. Витамин В содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло. Витамин А есть компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и снабжает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, увеличивается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, делается шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может кроме этого образовываться в организме из провитамина А — каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.)

При чтении, письме, рисовании, кроме достаточной освещенности, соответствия мебели росту, верной посадки за столом, крайне важно выполнять чередование этого вида деятельности с активным отдыхом, т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения направляться проводить через любой час напряженной зрительной работы в течение 10—15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Физическая нагрузка усиливает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мускулы, вовлекает в динамическую работу разные группы мышц, утомившиеся от статической позы, и одновременно с этим расслабляются мускулы глаз, особенно при взоре вдаль. В случае если выйти на улицу на 10— 15 мин не удается, то при открытой форточке возможно сделать пара физических упражнений, постоять у окна, глядя вдаль.

Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач, работе на компьютере и т.п. крайне важны три условия: расстояние от зрителя до экрана, освещение в комнате, уровень качества изображения на экране. Экспериментальные изучения продемонстрировали, что громаднейшее утомление и напряжение зрения у людей появляется при через чур близком размещении к экрану телевизора (монитора). В случае если наблюдать телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время отражается громадная отличие между броским свечением экрана и чёрным фоном комнаты — глаза быстро устают. Особенно очень сильно устают глаза, в то время, когда изображение на экране размытое, нечеткое, довольно часто изменяются яркость и контрастность, появляются мелькания.

С учетом изложенного пара рекомендаций для уменьшения утомления при работе с мониторами:

- Размещайте монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на мускулы, окружающие глаз, т.к. в таком положении они наименее напряжены. - Вечернее освещение кабинета - голубых оттенков; по яркости приблизительно как у дисплея.

- Через каждые 30-45 мин. проводить зарядку для глаз.

На протяжении чтения глазам приходится проделывать колоссальную работу, связанную с рассматриванием текста и с необходимостью движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Дабы избежать зрительного утомления при чтении, крайне важно выполнять следующие правила:

Карие линзы на голубых глазах

- освещенность рабочего места должна быть хорошей (не меньше 150лк);

- продолжительность постоянной зрительной работы должна быть ограничена;

- нужно следить за верной позой при чтении, исключающей большое зрительное напряжение;

- делать перерывы (для людей, страдающих близорукостью нужно делать особые упражнения, расслабляющие мускулы глаза).

Для лечения и профилактики миопии существует комплекс особых упражнений для глаз.

Еще в древние времена в них входили разные движения глаз, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. Это усиливает самочувствие и снимает умственное напряжение. В базе для того чтобы результата - определенные связи между нервными клетками и глазодвигательным нервом сосудов мозга. Эти упражнения оказывают помощь кроме этого укрепить окологлазные мускулы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение.

Сейчас существует огромное количество таких упражнений. Их возможно проводить как самостоятельно, так и посредством особых устройств под наблюдением доктора-офтальмолога. Эти упражнения строятся на различных правилах. Приведу только неспециализированные правила исполнения этих тренировочных упражнений для глаз:

1. Упражнения оптимальнее затевать с несложных движений, неспешно увеличивая их сложность и скорость.

2. Ни при каких обстоятельствах не нужно делать усилий дабы заметить объект, не считая как в упражнениях, где это очень оговорено. Не забывайте, что усилием возможно временно улучшить свое зрение, но нередкое и долгое напряжение глаз ведет к окончательному понижению зрения.

3. При исполнении упражнений направляться не забывать о том, что работающие мускулы интенсивно поглощают кислород. Восстановление утомленной мускулы до нормы вероятно лишь при условии достаточного поступления кислорода к тканям мускулы. Исходя из этого на протяжении исполнения упражнений нужно глубоко дышать.

4. Глаз должен быть в постоянном движении — так предусмотрено природой. Движения предпочтительнее, нежели фиксированное напряжение, но периодическое расслабление также принципиально важно.

5. Фактически во всех упражнениях нужно моргать. Помнить об этом!

6. На протяжении исполнения упражнений (в случае если это очень не оговорено) в обязательном порядке снимать очки. Люди, в большинстве случаев не носящие очки, улучшают свое зрение существенно стремительнее и действеннее. Исходя из этого, нужно стараться или исключить ношение очков, или уменьшить время их ношения. Помимо этого, по мере улучшения зрения вовремя поменять очки на более не сильный. Само собой разумеется, не всем людям удается избавиться от очков, но все возьмут громадную либо меньшую пользу от упражнений.

7. Делать упражнения нужно понемногу, но чаще. не забывать, что задача содержится не в исполнении формальной тренировки (как это практикуется в спорте), а в превращении упражнений в привычки.

8. В случае если один глаз посильнее, чем другой, то не сильный глазу нужно больше работы при помощи прикрытия более сильного глаза повязкой либо ширмочкой.

9. Временное улучшение зрения наступает быстро, но время наступления постоянного улучшения зрения будет различным для различных людей.

10. Дети на лечение реагируют в большинстве случаев намного стремительнее, их прогресс более заметен.

11. Любой способ, который не дает видимых результатов последней программы проведенного курса, должен быть исключен из программы либо заменен другим.

12. не забывать: восстановление зрения — комплексный процесс. Приведите в соответствие со своим жаждой улучшить зрение диету, дыхание, количество бытовой зрительной нагрузки.

13. Стараться, дабы в персональный комплекс входили упражнения всех типов. Нужно составлять себе комплексы упражнений на 7 дней и поменять их, дабы избежать скуки. Не смотрите на приведенные упражнения как на догму. Фантазируйте! Выполняя правила, заложенные в упражнениях, но возможно без особенных усилий придумать новые, не меньше (а возможно и более) нужные упражнения.

14. Остановитесь на определенном, характерном лишь для Вас, комплексе, который по субъективным ощущениям дает громаднейший положительный эффект как в виде увеличения остроты зрения, так и снятия признаков зрительного утомления и успехи состояния зрительного комфорта.

15. Чем больше и чаще будет уделяться время своим глазам, тем стремительнее ощущается эффект от лечения. Считается, что с целью достижения стремительного и стойкого результата нужно неспешно довести время однократной тренировки до 10-15 мин, начиная с 3-5 мин. Наряду с этим нужно проводить 2—3 тренировки в сутки.

Карие линзы на голубых глазах

16. Один раз в неделю перечитывайте вышеприведенные правила и технику упражнения.

17. По возможности воспользуйтесь помощью офтальмолога для проверки вашего зрения в динамике. В обязательном порядке осуществляйте самоконтроль дома.

3. Занятия физической культурой и спортом при близорукости

Результаты изучения последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, разрешили по-новому оценить возможности физической культуры наряду с этим недостатке зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё сравнительно не так давно, в настоящее время признано неправильным. Но и чрезмерная физическая нагрузка может оказать негативное влияние на здоровье близоруких людей.

Физические упражнения благоприятно воздействуют на орган зрения детей. Так, было отмечено, что среди школьников в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся спортом, число лиц, страдающих близорукостью, намного меньше, чем среди школьников, каковые не занимаются спортом.

Посредством особых изучений, произведённых Е. И. Ливадо (1974—1975), было обнаружено, что понижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может содействовать формированию близорукости. Физические упражнения общеобразовательного характера, используемые в сочетании со особыми упражнениями для мышц глаз, оказывают положительное влияние на функции близорукого глаза. На основании проведённых изучений была создана методика лечебной физкультуры для школьников и взрослых, страдающих близорукостью, и на практике доказана её эффективность.

Близоруким людям, а особенно детям нужно учитывать показания и противопоказания при занятиях спортом, т.к. спорт может им очень сильно навредить, особенно при огромных нагрузках.

Как раз исходя из этого так ответственны методические разработки по подбору физических упражнений для всех, кто в той либо другой степени страдает близорукостью, но пытается заниматься спортом.

При высокой осложненной миопии, помимо этого, продемонстрирован неспециализированный щадящий режим: исключают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т.п.) и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и особую терапию.

Изучения ученых разрешили установить, что понижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может содействовать формированию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со особыми упражнениями для цилиарной мускулы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На базе результатов исследований создана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и продемонстрирована ее эффективность при применении в комплексе профилактических работ близорукости и ее прогрессирования. Ю. И. Курпан обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов по состоянию органа зрения (на 1974г.)

Группа занятий по физкультуре

Близорукость высокой степени, и каждая степень близорукости с осложнениями на глазном дне

Обязательные занятия студентов и школьников физкультурой выполняют в трех группах: основной, подготовительной и особой. Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп по состоянию органа зрения реализовывают в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице (табл. 1).

Как уже отмечалось выше, большая часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, разумеется, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия физической культурой с учетом данных медицинского осмотра направляться руководствоваться вышеприведенными ограничениями.

Рекомендуется следующие формы независимых занятий:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика.

2. Лечебная гимнастика (гимнастика для глаз).

3. Зарядки по избранной программе.

4. Физкультурная пауза на протяжении работы либо учёбы.

Карие линзы на голубых глазах

5. Элементы само массажа.

6. Закаливание организма.

Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в особую группу, созданы особые упражнения типа лечебной физкультуры.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой лишь в особом медицинском отделении и делать следующие неспециализированные правила:

-направляться рекомендациям офтальмолога и терапевта;

-учитывать общее состояние организма;

-физическую нагрузку соразмерять с возрастом и тренированностью организма;

-не забывать об ограничениях, связанных с состоянием органа зрения при исполнении некоторых видов упражнений. Так с близорукостью более 6,0 диоптрий, и с хроническими трансформациями на глазном дне нежелательны упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно;

-противопоказаны игры, при которых вероятны столкновения играющих, нанесение ударов по голове, и игры, требующие громадного напряжения;

-противопоказаны упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) и требующие напряжения.

Лечебная физкультура в целях поддержания зрения включает: общеразвивающие и особые упражнения, и подвижные игры. Общеразвивающие упражнения: 1. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Возвратиться в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Возвратиться в исходное положение. Наблюдать на мяч. Повторить 10—12 раз.

2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5—6 раз. Наблюдать на мяч. При поднятии рук — вдох, при опускании — выдох.

3. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Делать окрестные движения прямыми руками в течение 15—20с. Следить за движением кисти одной, после этого другой руки. Дыхание произвольное.

4. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Наблюдать на мысок. Мах делать быстро. На протяжении маха — выдох. 5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Наблюдать на мысок. На протяжении маха — выдох. 6. Лежа на спине, руки вперед. Делать окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, после этого другой руки. Делать 15—20с.

7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Делать рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Наблюдать на мяч. Поменять направление движения через 5с.

8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги легко подняты. Делать окрестные движения 15—20с. Наблюдать на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Делать 15—20с. Наблюдать на мысок одной ноги.

10. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх — влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх — вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Наблюдать на мысок. 11. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести •вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6—8 раз каждой ногой. Наблюдать на мысок.

12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога легко немного поднята. Делать круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10—15с каждой ногой. Наблюдать на носок. 13. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты ноги. Делать круговые движения в одном и другом направлении 10—15с. Наблюдать на мыски.

14. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться — вдох, опустить палку — выдох. Наблюдать на палку. Повторить 8—12 раз.

15. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, возвратиться в исходное положение. Наблюдать на палку. Повторить 8—12 раз.

16. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении — 15—20с. Наблюдать то на одну, то на другую гантель. Делать круговые движения 5с в одном направлении, после этого 5 с в другом.

17. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую — опускать, после этого напротив — 15—20с. Наблюдать то на одну, то на другую гантель.

18. Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, после этого опустить. Наблюдать сперва на правую гантель, после этого на левую. Снова перевести взор на правую гантель. Делать движения глазами в одном и другом направлении 15—20с. Поменять направление движения глаз через 5с.

19. Стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, после этого в другую сторону 20—30с. Наблюдать на кисть. Делать одной и другой рукой.

20. Стоя, наблюдать лишь вперед на какой-либо предмет. Развернуть голову направо, после этого налево. Повторить 8—10 раз в каждую сторону.

21. Стоя, наблюдать лишь вперед на какой-либо предмет. Голову поднять, после этого опустить, не изменяя взора. Повторить 10 раз. Наблюдать на какой-либо предмет.

Занятие физкультурой состоит в большинстве случаев из подготовительной, основной и последней частей. В подготовительной части выполняются дыхательные, какое количество и особые упражнения. Они подбираются так, дабы подготовить организм к исполнению упражнений, рассчетных в основной части занятий, и обеспечить его тренировку и коррекцию зрения. В основную часть нужно по возможности включать игры в волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный либо большой теннис, и элементы других видов спорта. В последней части выполняются медленная ходьба, углубленное дыхание и упражнения на расслабление мышц.

У большинства близоруких людей отмечается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может содействовать появлению и прогрессированию близорукости. Исходя из этого наровне с упражнениями для глаз нужно делать упражнения для упрочнения мышц шеи и спины.

Как продемонстрировали изучения, массаж шейного отдела может стабилизировать зрительные функции и являться одним из способов в комплексном лечении близорукости. Данный массаж необходимо проводить 2 – 3 раза в неделю. Его возможно делать посредством партнёра, или заменять самомассажем.

При исполнении упражнений на упрочнение передней брюшной стены людям с близорукостью высокой степени необходимо учитывать, что для них нежелательны продолжительные и напряжённые переходы из положения сидя в положение лёжа и обратно.

3.1 Физкультура для близоруких людей, занимающихся в основном умственным трудом (зрительной работой)

К данной категории относятся студенты, служащие, люди творческого труда и особенно те из них, чья работа связана с продолжительной и напряжённой зрительной работой. Неспециализированные задачи физического воспитания людей, страдающих близорукостью, и формы этого воспитания изложены в прошлых разделах.

Но направляться ещё раз выделить, что вопрос о возможности занятий физической культурой и особенно спортом, кроме того при не сильный степени близорукости, должен решать доктор-окулист.

В программу занятий физической культурой направляться включать утреннюю гигиеническую гимнастику, занятия особой лечебной гимнастикой, физкультурные паузы, спортивные игры, комплексы физических упражнений по выбору, каковые выполняются в эргономичное время днём либо вечером, нужно на свежем воздухе.

Круг средств физкультуры и спорта, каковые возможно советовать лицам с близорукостью средней степени, делан выводы если сравнивать с теми, у кого миопия не сильный степени. Они смогут заниматься некоторыми видами спорта только при неосложнённой близорукости – бегом на средние и долгие дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, лыжными гонками. Заключение о возможности занятий кроме того названными видами спорта должен сделать окулист.

Принципиально важно не забывать о том, что направляться избегать упражнений с резкими движениями головой. Исходя из этого наклоны туловища вперёд лучше делать в положении сидя на полу.

Методика исполнения и комплексы утренней гигиенической гимнастики, для лиц с близорукостью не сильный степени полностью смогут употребляться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Но неспециализированную нагрузку любой должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая либо усложняя упражнения, уменьшая либо увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия. Включение в утреннюю гимнастику особых лечебных упражнений в обязательном порядке.

3.2 Методика зарядки для лиц, имеющих близорукость высокой степени (свыше 6 диоптрий)

Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом. Лицам с близорукостью от 6 до 8 диоптрий при полной коррекции остроты зрения и без патологических трансформаций на глазном дне, при хорошей физической подготовленности возможно делать многие физические упражнения, к примеру, принимать участие в походе на 20 км без переноски тяжести, плавать без учёта времени – 50 – 100 м, ходить на лыжах на дистанции 3 и 5 км (дамы), 10 км (мужчины).

Как продемонстрировали наблюдения, на состояние организма и функцию зрения людей, имеющих близорукость 6 – 8 диоптрий, благотворно воздействуют: ходьба в среднем темпе длительностью 30 – 45 мин. медленный бег (трусцой) не до утомления, медленная езда на велосипеде, туризм без переноски тяжёлого портфеля, плавание, лыжные прогулки, общеразвивающие, корригирующие и дыхательные упражнения, делаемые плавно, без резких движений туловищем, руками и головой.

Лицам с близорукостью высокой степени нужно делать каждый день утреннюю гигиеническую гимнастику длительностью 8 – 10 мин. с включением в комплекс особых упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Общеразвивающие и корригирующие упражнения возможно делать под музыку в темпе до 80 – 90 тактов в минуту.

Кроме изюминок, о которых было сказано в прошлых разделах, принципиально важно учитывать, что людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через боеприпасы, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стены, прыжки с подкидного мостика, и упражнения, требующие долгого напряжения зрения (продолжительная стрельба).

Занятия лечебной гимнастикой длительностью до 10 мин. и физкультурную паузу нужно делать каждый день со средней нагрузкой.

Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических трансформаций в глазу продемонстрированы лишь занятия лечебной физкультурой, каковые нужно проводить каждый день. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10 – 12 общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений, делаемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется кроме этого ходьба в среднем темпе.

Рассмотрев тему для того чтобы диагноза как миопия, я осознал, что эта тема ещё не скоро будет изучена до конца. На происхождение этого заболевания, его развитие, его последствия воздействуют множества разных факторов: от наследственности и состояния организма до состояния экологии и внешней среды.

Из способов профилактики и лечения миопии возможно выделить три основных: верное витаминизированное питание, эргономичность в работе и систематические физические упражнения. Быть может, в недалеком будущем неприятность близорукости среди населения будет убывать: в случае если сейчас теоретически любой человек может улучшить своё зрение посредством современных операций , то в будущем появится возможность воздействовать на общее состояние организма посредством генной инженерии ещё до рождения ребёнка.

В любом случае сейчас миллионы людей теряют зрение из-за нехватки знаний о профилактике близорукости, из-за технического прогресса людской цивилизации. Это влечёт за собой иногда тяжёлые последствия. Перед парнями с миопией высокой степени обычно закрыты кое-какие дороги в жизни, выбор будущей профессии существенно ограничен. Как раз исходя из этого нужно с раннего детства стремиться к здоровому образу жизни путём закаливания, верного питания, нужно заниматься спортом.

Карие линзы на голубых глазах

Физические упражнения и спорт - это основные средства упрочнения здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, но для людей страдающих болезнями глазного органа, нужны особые комплексы упражнений.

Физическая активность оказывает помощь избегать таких хронических болезней, как стенокардия и остеопороз, каковые смогут стать результатом малоподвижного образа жизни. Возможно сделать вывод: хорошая физическая форма содействует сохранению хорошего здоровья и самочувствия. Это подтверждается не только результатами медицинских изучений – миллионы людей осознали, что от зарядки они получают явную пользу укрепляется их здоровье, обретается душевное самообладание и уверенность в себе.

Каждому человеку нужно достигнуть той физической формы, которая соответствует его образу жизни. Со временем уровень физической активности человека изменяется. Это зависит от возраста, веса, строения тела, стрессов и состояния организма. Но в любом возрасте и при любых событиях нужно стремиться к энергичной жизни, а этому содействуют занятия спортом.

1. Аветисов Э.С. Ливадо Е.С. Курпан Ю.И. Занятие физической культурой при близорукости, Москва, Физкультура и спорт,1983г.;

2. Кудряшова Н.И. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление, Москва, НТ-Центр, 1994г.;

3. Всё о здоровом образе жизни, Франция, Ридерз Дайджест, 1998г.;

5. Демирчоглян Г.Г. брошюра Тренируйте зрение, Москва, 1990г.;

6. Косицкий Г.И. Физиология человека, Москва, Медицина, 1985г;

Статьи по теме